Социальные сети в 2024 году: глобальные тренды и ситуация в России

Социальные сети в 2024 году
Чтение займет 4 минуты

Обновлено: 15 мая 2024 года в 21:27 Москва

Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного человека. За последние годы они претерпели значительные изменения, которые коснулись как функционала платформ, так и поведения и предпочтений пользователей. В данной статье мы проанализируем основные тренды развития социальных сетей в мире и России, а также рассмотрим особенности и предпочтения российской аудитории.

Глобальные изменения социальных сетей

На глобальном уровне можно выделить несколько ключевых трендов, определяющих развитие социальных медиа в 2024 году:

1. Рост популярности коротких видео. Формат коротких вертикальных видео, впервые предложенный TikTok, стал мейнстримом. Практически все крупные платформы внедрили у себя аналогичные функции — Instagram Reels, YouTube Shorts, Snapchat Spotlight. Пользователи все больше предпочитают потреблять легкий развлекательный контент в формате 15-60 секундных видео.

2. Социальная коммерция и шопинг. Соцсети становятся полноценными e-commerce платформами со встроенными инструментами для покупки и продажи. Функции онлайн-магазинов появляются в Facebook, Instagram, TikTok, ВКонтакте. Покупки не отвлекая пользователей от новостной ленты — один из главных трендов электронной коммерции.

3. Интеграция с блокчейном и метавселенными. Многие социальные сети начали внедрять решения на базе блокчейна, позволяющие токенизировать контент, активы пользователей и внутриплатформенную экономику. Появляются полноценные социальные метавселенные, где можно создавать своих 3D аватаров, общаться, играть и зарабатывать.

4. Персонализированный контент. Алгоритмы социальных сетей становятся все более сложными и эффективными в подборе персонализированных рекомендаций контента. Ленты пользователей состоят из публикаций, максимально точно соответствующих их интересам.

5. Борьба с фейками и дезинформацией. В условиях роста количества ложной информации и фейков, социальные платформы уделяют повышенное внимание модерации контента и фактчекингу. Внедряются системы автоматического распознавания фейков на основе ИИ.

Читать по теме:  Контент для социальных сетей

Мировая аудитория социальных сетей

По данным отчета Digital 2024 от We Are Social и Hootsuite, в январе 2024 года мировая аудитория социальных сетей достигла 5,04 миллиарда человек, что составляет 63,1% от всего населения планеты. За прошедший год количество пользователей увеличилось на 190 миллионов.

При этом наиболее популярными соцсетями в мире по количеству активных пользователей являются:

1. Facebook — 2,96 млрд

2. YouTube — 2,51 млрд

3. WhatsApp — 2,44 млрд

4. Instagram — 1,47 млрд 

5. WeChat — 1,31 млрд

6. TikTok — 1,05 млрд

7. Facebook Messenger — 1,02 млрд

8. Telegram — 0,73 млрд

9. Snapchat — 0,66 млрд

10. Twitter — 0,44 млрд

Стоит отметить, что наибольший рост в последний год продемонстрировали TikTok (+22%), Telegram (+21%) и Instagram (+16%).

Что касается распределения аудитории по регионам мира, то здесь лидирует Азиатско-Тихоокеанский регион с 2,77 млрд пользователей (около 55% от общемировой аудитории). На втором месте Европа с 744 млн, далее следуют Африка (519 млн), Южная Америка (444 млн), Северная Америка (332 млн) и Ближний Восток (258 млн).

Ситуация в России

Российский рынок социальных сетей во многом повторяет мировые тренды, но имеет и свои особенности. По данным исследования Mediascope Web Index за февраль 2024 года, самыми популярными социальными платформами среди россиян являются:

1. ВКонтакте — 73,4 млн пользователей в месяц

2. YouTube — 71,2 млн

3. WhatsApp — 69,1 млн

4. Telegram — 52,3 млн

5. Одноклассники — 36,9 млн

6. Яндекс Дзен — 32,1 млн

7. TikTok — 29,6 млн

8. Viber — 19,1 млн

9. Rutube — 11,4 млн

Читать по теме:  Какую социальную сеть выбрать?

10. Пульс Mail.ru — 9,7 млн

За последний год наибольший прирост аудитории показали Telegram (+31%), Яндекс Дзен (+23%) и Rutube (+37%). При этом значительно просела популярность Instagram (-64%) и Facebook (-71%) из-за их блокировки на территории РФ.

Структура аудитории соцсетей в России имеет свои особенности. ВКонтакте лидирует в сегменте молодежи 12-34 лет (более 70% пользователей), TikTok популярен преимущественно среди аудитории до 24 лет (79%). Одноклассники сохраняют высокую долю пользователей старшего возраста (45+), а Telegram привлекает активную платежеспособную аудиторию 25-45 лет.

В гендерном отношении мужская аудитория преобладает в Telegram (57% пользователей), Rutube (61%) и YouTube (54%). Женская аудитория лидирует в Одноклассниках (57%) и TikTok (60%). Близкое к равному соотношение полов наблюдается во ВКонтакте и Яндекс Дзене.

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в декабре 2023 года, 48% россиян считают, что социальные сети оказывают скорее положительное влияние на их жизнь. При этом 35% отмечают негативные эффекты, а 17% затрудняются ответить. Основными причинами использования соцсетей респонденты называют: общение с друзьями и близкими (71%), получение новостей и информации (67%), развлечения (52%), образование и саморазвитие (34%), работу и бизнес (21%).

Подводя итоги, можно сказать, что социальные сети продолжают активно развиваться и оказывать все большее влияние на жизнь людей во всем мире. Ключевыми трендами становятся рост популярности видеоконтента, социальная коммерция, интеграция с блокчейном и борьба с фейками.

Российский сегмент соцсетей демонстрирует свои особенности — лидерство локальных платформ ВКонтакте и Одноклассники, взрывной рост Telegram на фоне блокировки западных сервисов. Но в целом развитие российских соцсетей следует в русле глобальных трендов.

Вне зависимости от региона, социальные сети становятся все более значимой частью повседневной жизни, охватывая самые разные сферы от общения и развлечений до получения информации, обучения и ведения бизнеса. Очевидно, что в дальнейшем их роль в формировании цифрового общества будет только возрастать.

Читать по теме:  Социальные сети

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Дмитрий Орлов

Свой первый коммерческий веб-сайт создал в 1995 году. Именно с тех пор, вот уже более 29 лет, я создаю и продвигаю веб сайты в Интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.